Вторник
16.04.2024
10:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя
начальных классов
Загорулько
Любовь Степановна
Главная Регистрация Вход
Для родителей »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родительское собрание

«Как помочь ребёнку в учёбе»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Механизм использования разработки

Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:

1.     На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.

2.     Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, бланки анкеты для родителей.

Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Среди них могут быть следующие:

1.     Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

2.     Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

3.     Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

4.     Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

3. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).

Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.

Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

V. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

VI. Индивидуальные вопросы классному руководителю.

VII. Решение родительского собрания.

1.     Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2.     Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

                                                

 

 Родительское собрание

                   «Как преодолеть застенчивость  и неуверенность ребёнка»

Форма проведения : беседа с элементами  обучающего  тренинга.

Цель :  помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности.

Задачи:  - выявить   и  обсудить с родителями  проблему влияния  застенчивости  и неуверенности на учебные успехи школьников

-способствовать  формированию  у родителей желания помочь  своему ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

- научить родителей способам преодоления застенчивости и неуверенности у детей.

Подготовительная работа : анкетирование, подготовка памяток.

                                                         Ход собрания

Учитель:

 -Почти каждый из нас  испытывает в своей жизни чувство страха. Кто боится  летать самолётом, кто-то – боится собак, кто-то ещё  чего-либо. Но этого можно избежать. А как быть,  тем, кто боится людей? Прежде всего , это касается  застенчивых  и неуверенных в себе  детей. Они чувствуют  себя  неуверенно со сверстниками на уроках, перемене. Такие дети часто знают учебный материал урока, но бояться отвечать перед классом, бояться ошибиться .

Часто у педагогов ,  работающих с такими детьми,  складываются неправильные впечатления о таких детях . Ребёнок, тонко чувствующий отношение  педагога к себе,  становится  замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается побыстрее убежать со школы  Постепенно формируется  низкий статус его   в коллективе. Серая, безрадостная  картина, не правда ли? А если и дома  ребёнок не   получает поддержки и внимания,  ситуация может обернуться трагедией.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.


В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться,  а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.


В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены . Он может вернуться к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи - снова всплеск раздражения.


Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.


Более доступное поведение неуверенного в себе ребенка в младших классах выражается в замкнутости, стеснительности, робости(  примеры из практики родителей и педагога).

Дети служат зеркалом взрослых. Если вы по своей натуре человек неуверенный и стеснительный, то ребенок вряд ли будет вешаться на шею первому встречному. С другой стороны , вы испытываете стыд за него и ребенок, чувствуя это, не знает, зачем он нужен в этом мире , каким он есть и каким должен быть, чтобы вы его любили просто за то, что он ваш ребенок. Есть еще одно — это темперамент, который закладывается при рождении и, как правило, не меняется. Детей воспитывают не слова, а поступки взрослых и его окружение. Стеснительный? — Значит,  его когда-то стеснили, вогнали в те рамки, которые теперь ему и мешают проявлять себя в социуме.

Дети изначально рождаются свободными и ощущают настоящее всемогущество, не зря у Фрейда, это мышление и обозначено как «магическое мышление».

Но вот что происходит после? — Это уже воля тех, кто с ним, кто его ставит в рамки и стесняет. Попробуйте не бегать решать его проблемы, по его первому зову, постепенно возвращая ему его чувство всемогущества и уверенности в себе.

2.   Анализ анкет учащихся и родителей ( приложения) в сопоставлении.

3.  Практические  упражнения ( тренинг).

Такой практикум поможет родителям помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности .Совсем не обязательно, чтобы все родители выполняли   предложенные  упражнения, достаточно, если   их будет выполнять активная часть родителей  или работа будет проходить в группах, где они сами будут осваивать все предложенные упражнения и проигрывать их перед другими родителями ( самостоятельная работа )

 Самое главное правило ,  которого нужно придерживаться родителям: регулярность проведения упражнений со  своим ребёнком , заинтересованность и родителя и ребёнка  в результате .

Упражнение 1  « Мои эмоции»

Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает ( страх, стыд, ужас, неуверенность, застенчивость). Очень хорошо, если ребёнок это проиграет, показывая при этом не только жестами, мимикой, но голосом.

Упражнение 2 «Неоконченный рассказ»

Предложите ребёнку продолжить рассказ, начатый вами  .Например:   «Девочка пошла  гулять на улицу  и…»

Упражнение 3.  « Автопортрет»

Предложите ребёнку нарисовать свой  портрет и описать с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет этот портрет, но от лица другого человека. .Например: « На этом портрете  изображён  мальчик, который…»

Упражнение  4.  « Зеркальце»

Ребёнку предлагается  поработать  с зеркалом и спросить его : « Свет  мой, зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее?», выяснив, какие хорошие качества есть у ребёнка.

Упражнение  5. « Маски»

Ребёнку предлагается надеть разные маски ( например, сказочных персонажей)   и представить  себя  в их образе с помощью пантомимы, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Разговор по телефону»

Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора : зло, ласково, грубо, напористо, нежно, сердечно и т. д.

Упражнение   7. « Сказочное волшебство»

Назовите ребёнку сказочного  персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок  придумает сказку , в которой  этот персонаж становится положительным  героем.

Упражнение  8.  «Дневник»

Учите своего ребёнка записывать переживания и события, связанные с ним. Пусть  ребёнок время от времени их перечитывает. С течением времени некоторые ситуации нам кажутся  нелепыми, даже  смешными.

В заключении , можно предложить родителям  ещё одно упражнение  « Подарок» с целью завершения тренинга ,  ( на него отводится до 7 минут)

  Учитель  «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашему товарищу, чтобы взаимодействие с ним  стало еще эффективнее, а отношения–  более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас подарит ему. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие .» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить товарищу. «Давайте наградим себя за успешное проведение нашего собрания  бурными аплодисментами!»
Все перечисленные упражнения  помогут вам  преодолеть неуверенность вашего  ребёнка.

   -Уважаемые родители, помните, что вы должны дать понять своему ребёнку, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и любому взрослому человеку          .
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой  плачевной ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво  ребенку  , почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти  хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

 В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы,  самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится  соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

 

4. Обсуждение памяток для родителей.

5. Подведение итогов. Рефлексия: «Наше  собрание  подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!         

                                                         Приложения

 

Памятка для родителей № 1

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

· Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.

· Если сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать   над  ним по этому поводу, и не мешайте ему.

· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

· Вселяйте в своего ребенка уверенность   в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

- Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

- Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

- Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

- Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

- Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

- Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

- Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

- Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

- Радуйтесь его победам над собой.

- Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

 

Памятка для родителей №3

 

Важно:

  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое  до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:

  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу, осуждать .
  • Родительское собрание
    « Поощрения и наказания».


    Форма проведения – обмен мнениями.
    Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания
    Задачи:
    Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
    Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
    Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
    Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

    Семья – это крохотная страна.
    . И радости наши произрастают,
    Когда в подготовленный грунт бросают
    Лишь самые добрые семена!
    Эдуард Асадов

    круг радости

    Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
    Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
    Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
    Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
    Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…
    Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
    Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и. т. д.»
    Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.
    Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
    В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.
    Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
    Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
    Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
    Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
    Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
    Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
    Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.
    Пожалуйста, помните следующее:
    1. Вы можете ошибаться.
    2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
    3 Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
    Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
    4. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
    5. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
    . 6. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.
    . 7. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
    8. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
    9 Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

    Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям.

    Ситуация 1. Родители ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду

    Ситуация 2. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учёбы за недёлю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

    Анкета для родителей
    1. У нас нет повода для наказания если ребёнок ……….
    2. В нашей семье может послужить поводом для наказания……
    3. Если мы наказываем ребёнка то он ……
    4. Наказание эффективно воздействует на нашего ребёнка когда …….
    5.Наше поведение к ребёнку после наказания….
    6 В нашей семье считается наказанием следующие меры наказания……
    7. Как долго помнит ваш ребёнок наказания?
    8. В нашей семье не допустимы следующие меры наказания…..

    Анкеты для детей

    1. Если тебя наказывают, то………
    2. Если тебя хвалят, поощряют, то……..
    3. Придумай четыре нельзя, которые ты бы хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают:
    нельзя ………..
    нельзя…………
    нельзя…………
    нельзя………….
    4. Меня хвалят, если……………
    5. Мне дарят подарки, если………..
    6. Мне дарят деньги, если……………
    7.В нашей семье может послужить поводом для наказания……
    Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
    «Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
    Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
    Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
    Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
    Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
    Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
    Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
    Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
    Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
    Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
    Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
    Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
    Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
    Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
    Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

    Родителям предлагается работа с кластерами «Поощрения и наказания»

    Как-то осенью по лесу
    Прокатилася молва:
    На полянке ровно в восемь
    Собирает всех Сова.
    Побросав дела и деток,
    Не закончив сбор грибов,
    Кто пошел, кто полетел
    На тревожный этот зов.
    Ты не ведаешь, кума,
    Чем встревожена Сова?
    Может, твой Лисенок снова
    В школе мучает Косого?
    Ой, не говори, Енот,
    Он и дома сущий черт.
    Волк, дружище, твой сынок
    Не сорвал Сове урок?
    Я не знаю, может быть,
    Он ведь так умеет выть!
    А скажи-ка мне, Медведь,
    Твой сынок ведь любит петь?
    Может, он Совы терпенье
    Испытал «прекрасным пеньем»?
    Не могу сказать, соседка,
    Я Мишутку вижу редко.
    Нацепив очки на нос,
    var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Мои публикации